Самый голосистый уселся на верхушку засохшей ветки и что- то запел. Может быть, радовался солнцу, теплу - зимой-то не очень попоешь: целый день уходит на то, чтобы найти пропитание.
Время от времени раздавалось резкое отрывистое «чирк», и тогда все замолкали, «певец» нырял вниз, а «пляжники» взлетали на ветку. Но проходило десять - пятнадцать секунд, и все занимали свои прежние места.
Что-то остановило мой взгляд на крыше мастерской, у стены которой стояла акация, облюбованная воробьями. И как раз в этот момент серой стрелой метнулся из-за нее ястреб-перепелятник.
Полет его был настолько стремительным, а бросок точным, что сидевший выше всех «певец» оказался в когтях хищника. Резко набрав высоту, он расправил крылья и, планируя, направился в ближайшую лесополосу.
ястреб-перепелятник фото
Никакого движения на акации. Потом один за другим начали раздаваться негромкие голоса - будто перекличка шла. Когда чирикнул последний, стайка вспорхнула и улетела подальше от опасного места.
Из хищных птиц остаются у нас на зиму кобчик, пустельга, перепелятник. Когда много снега и добывать пищу становится трудно, они приближаются к человеческому жилью следом за синичками, зябликами, полевыми воробьями и хохлатыми жаворонками, которых часто можно видеть с домовыми воробьями в поисках корма. А вот в «воробьиных клубах» такого сообщества наблюдать не приходилось, видимо, в эту «организацию» их не пускают.
полевой воробей фото
Отличить полевого от домового довольно просто. У первого в окраске больше охристых тонов, светло-коричневый «берет» носят и самец, и самочка. У второго оперение ярче окрашено, «берет» темно-коричневый и только у самца, он крупнее.
В птичьем мире домовой воробей по численности в первых рядах. Живет практически во всех населенных пунктах. Кроме полевого и домового есть еще пустынный и саксаульный, каменный и рыжий, монгольский земляной. Всего шестнадцать видов.
домовый воробей фото
Надо заметить, что далеко не всем животным приходится по нраву обстановка, которая создается в том или ином регионе в результате бурной деятельности человека. Здесь очень многое зависит от приспособляемости животного.
Лет сорок-пятьдесят назад в наших местах было и немало дроф и стрепетов, ныне занесенных в Международную Красную книгу. Сегодня лишь иногда, на перелете можно встретить стрепета, дрофы же нас не посещают, так как жить на повсеместно распаханных землях они не могут.
А вот воробей домовой относится к числу немногих счастливчиков, которые научились превосходно уживаться в любых условиях, создаваемых в природе людьми.
стрепет фото
Человек шаг за шагом осваивал новые районы, продвигая хлебопашество по направление. к степному югу и лесному северу. Воробей, словно привязанный, следовал за ним, прижимаясь к человеческому жилью, где всегда есть обильный корм и места для гнездования В итоге они проникли далеко на север и обжили совершенно прежде не свойственные им зоны лесотундры и даже тундры.
Связь между появлением новых для той местности птиц и русских поселенцев не осталась не-замеченной коренными жителями Севера, и недаром якуты прозвали нашего воробышка длинноватым, но образным именем — «птичка, сидящая на углу русской избы».
Загорулько Н.Г., заведующий сектором оцифровки Муниципального бюджетного учреждения культуры "Андроповская межпоселенческая центральная районная библиотека"